В ЧАС, КОГДА НАСТУПАЕТ ПОЛНОЧЬ.
Подходит для: Юбилея библиотеки, Дня Библиотекаря, Дня Книги и других мероприятий, связанных с библиотечным делом.
Автор Эвелина Пиженко
Данный текст является авторской (интеллектуальной) собственностью Пиженко Эвелины Николаевны.
Присвоение данного текста другими лицами, использование его без разрешения Автора является нарушением авторского права и несёт за собой гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность, согласно статей 7.12 Административного кодекса РФ и 146 Уголовного Кодекса РФ.
Сценарий представляет собой театрализацию для любого мероприятия, связанного с библиотечным делом: юбилей, день рождения библиотеки, День библиотекаря, День книги.
Сценарий прекрасно подходит как для взрослой, так и для детской аудиторий.
Краткий пересказ: Каждую ночь, ровно в полночь, героиня романа «Война и Мир» русского писателя Льва Николаевича Толстого – Наташа Ростова – выходит из своего тома в книжный зал, в надежде, что другие книжные герои последуют её примеру. Однако, никто не торопится составлять ей компанию. А ведь раньше всё было совсем не так… Но однажды, в канун библиотечного события, происходит чудо: к Наташе присоединяются героиня сказки «Тысяча и одна ночь» Шахерезада и героиня русских народных сказок – Сестрица Алёнушка. Девушки делятся своими мыслями и воспоминаниями. Оказывается, что в библиотеке назрел кризис, и некоторые герои готовы покинуть свои страницы. Назревает сюжетная катастрофа. Причины этой катастрофы и решение проблемы вы узнаете, если решите приобрести данный сценарий.
Время действия – около 30 минут.
Сценарий содержит сведения о библиотеке – они условные. Вам нужно будет подкорректировать текст: заменить цифры и числа, а, так же, вписать свои награды, почётные звания.
Время действия сценария – 35-40 минут.
Сценарий содержит одну песню-переделку и стихотворение А.С. Пушкина «Друзьям».
Действующие лица:
НАТАША РОСТОВА. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и Мир». Одета по моде начала 19 века. Причёска соответствующая.
СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА. Героиня русских народных сказок. Одета в русский сарафан. Причёска: длинная коса. На голове – яркая лента.
ШАХЕРЕЗАДА. Героиня цикла арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Одета в восточные одежды. На голове – восточная корона, восточные украшения.
КАРТИНА 1.
Сцена представляет собой читальный зал библиотеки. Вокруг – книжные полки, стеллажи с книгами. На стене – портреты классиков литературы. Настенные часы показывают полночь.
Звучит музыка. На сцене появляется Наташа Ростова – выходит из-за стеллажей. Она в платье моды начала 19 века, с причёской тех времён. Наташа озирается по сторонам, как будто кого-то ищет. Но вокруг – ни души.
НАТАША (огорчённо всплёскивает руками). Снова никого! (Ходит по сцене). Неужели произошло чудо и все книги разобрали читатели? (Оглядывается). Но это же не так! Вот они, все на своих полках. Однако же никто не выходит, хотя часы давно пробили полночь! А ведь сегодня необыкновенная ночь!.. Предпраздничная ночь! (Обращается к невидимым друзьям). Ну, что же вы, господа?! Не стоит притворяться, будто вас нет! Вы по-прежнему здесь, в своих произведениях… Да, бумажные книги сейчас не так востребованы, но всё же… Читатели разошлись, двери библиотеки заперты снаружи, и наступило наше время! Оно продлится до рассвета, а ведь нам есть, о чём поговорить! Ну, же! (Обращается к книгам на полках). Княжна Мери! Скорее прихорашивайтесь, заодно кликните господина Печорина! Все уже знают, что, несмотря на напускную печальность, он ужасно любит праздники! А вы, уважаемый барон Мюнхгаузен! Покажитесь, удивите нас какой-нибудь небывалой историей! Ну, а вы, Рыцарь печального образа, неподражаемый идальго Дон Кихот?! Вас дольше всех не было на ночных посиделках. Да, нынешнее поколение всё реже интересуется произведением господина Сервантеса… И это печально! Но, разве можно опускать руки? Тем более, вам, герою, уже много веков ведущему сражения с ветряными мельницами!.. Ну, а вы, весёлая компания, вышедшая из-под пера господина Булгакова? Мсье Коровьев! Азазелло!.. Мы поссорились с вами много лет назад. Вы обиделись, когда я назвала ваши ежегодные балы с висельниками и ведьмами ужасными… И с тех пор вы не выходите из своих страниц, предпочитая игру в подкидного дурака нашим литературным библиотечным встречам… Не пора ли нам помириться? Нашему сообществу героев очень не хватает вашего житейского прагматизма и невероятного чувства юмора. Я обращаюсь к вам, всемогущий Воланд… Если ваша обида столь велика, что вы решили навсегда остаться затворником обложки, отпустите хотя бы господина Бегемота! Он мастер философских бесед, тем более, обещал научить меня раскладывать кошачий пасьянс и танцевать… (вспоминает название) …у этого танца смешное название… Но я его забыла!.. Ах, да! Чарльстон!.. (Поворачивается к другой полке). Ну, а вы, дорогие сестрица Алёнушка и братец Иванушка! Мои любимые сказочные герои! Вашего томика не было две недели, и я уже стала волноваться!.. Уж не затерялись ли вы среди домашней утвари какой-нибудь нерадивой хозяйки? Уж не залил ли вас краской какой-нибудь неумелый маляр? Однако, сегодня томик русских народных сказок снова на своём месте, и у меня отлегло от сердца! И я с нетерпением жду вас с рассказом об очередном путешествии в мир читателей! (Прислушивается). Тишина… И снова эта странная тишина… А ведь раньше всё было совсем не так!
Звучит музыка. Наташа читает стихотворение А.С. Пушкина.
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
(Продолжает, обращаясь к Пушкину).
Ах, Александр Сергеич! Ваши гениальные строки только усиливают душевное смятение. Но Вас можно читать бесконечно!
На сцене появляется Шахерезада. Она передвигается осторожно, как кошка. Наташа вначале её не замечает. После того, как она прочитала стихотворение, Шахерезада хлопает в ладоши.
ШАХЕРЕЗАДА. Браво, о прекрасная Натали! Я недавно в этом восхитительном месте, но уже многое успела полюбить. Например, как ты читаешь стихи.
НАТАША. Вы меня напугали, мадмуазель Шахерезада. Но, как же я рада вашему появлению! Хоть одна живая литературная душа. Уже которую ночь я пытаюсь возродить наши прежние беседы… Вы знаете, как интересно и плодотворно мы проводили время, выходя со своих страниц в час, когда в читальном зале не оставалось ни души?
ШАХЕРЕЗАДА. О, нет, гостеприимнейшая Натали! Мне не ведомы ваши забавы, ведь моё издание совсем новое и только недавно оказалось в этих прекрасных стенах.
НАТАША. Ах, дорогая мадмуазель Шахерезада! Это были чудесные ночи! Гаснул свет, закрывались двери библиотеки, наступала полночь… И мы, книжные герои, собирались в этом зале. Кого здесь только не было! Принцы и нищие, благородные рыцари и разбойники с большой дороги, храбрые мушкетёры и морские пираты, прекрасные принцессы и даже отъявленные ведьмы посещали наши собрания!.. Это был всемирный литературный бомонд!
ШАХЕРЕЗАДА. Но что же случилось? Почему эти славные и не очень герои здешних книг больше не желают собираться вместе?
НАТАША. У них исчезли темы для разговоров! Ведь много лет назад, когда не было интернета, читатели приходили сюда толпами! Они брали книги и уносили с собой в свой читательский мир… И, когда эти книги возвращались на свои стеллажи, литературным героям было чем поделиться с книжными товарищами. Они рассказывали, как живут современные люди, о чём говорят, какую слушают музыку… Они рассказывали и вспоминали свои собственные приключения! Вы не представляете, какие словесные баталии происходили между Атосом, Портосом и Арамисом! Как спорил профессор Преображенский с профессором Доуэлем! А какие рецепты пирожков приносила Красная Шапочка! Золушка рисовала эскизы современной обуви, а Кот в сапогах неизменно делал так: (изображает презрительного Кота) «Ффффууу!» и исподтишка портил эти рисунки… А теперь многое изменилось: люди читают художественную литературу в электронных книгах или в интернете. А мы, герои классических бумажных страниц, теперь подолгу стоим на своих полках… Только подумайте, мы – герои книг, интерес к которым когда-то собирал целые читательские очереди!
КАРТИНА 2.
На сцене появляется Алёнушка. Она в тревоге, быстро подбегает к Наташе и Шахерезаде, говорит эмоционально.
АЛЁНУШКА. Ой, девоньки, беда! Ой, беда, девоньки!
НАТАША. Ну, наконец-то! Я боялась, что и ты не придёшь сегодня, дорогая сестрица Алёнушка! Однако, почему ты одна? И где твой неразлучный братец?!
АЛЁНУШКА. Ох, беда, барышня! С братцем Иванушкой беда!
НАТАША. Во-первых, зови меня просто — Натали. А, во-вторых, сказывай скорее, что за беда приключилась?
АЛЁНУШКА. Взял давеча мальчик, ученик второго класса, сборник русских народных сказок. Наш, в котором мы с братцем Иванушкой проживаем! Принёс домой, и давай читать! День читает да не перечитает… два читает да не дочитает… три читает да никак не вычитает! Так две недели и читал!
ШАХЕРЕЗАДА. Подумаешь, беда какая – две недели. Я свои сказки тысячу и одну ночь читала царю Шахрияру, да будут благословенны его дни!
АЛЁНУШКА. Так братец-то мой, Иванушка, эти две недели с округи глаз не сводил, всё диву давался, как нынешние мальчишки живут! Какие у них портки да рубахи, вместо лаптей лыковых – кроссовки брендовые! Едят-пьют, как бояре, а сладостей у них – таких даже в тридевятом царстве в базарный день не найти. Но, самое главное, у каждого мальца – смартфоны да компьютеры, гаджеты да девайсы с гарнитурами!
НАТАША. Так в чём беда, дорогая сестрица Алёнушка? Давно так дети современные живут, и вы с Иванушкой всё это не раз видели. Уж детские сказки часто на руки берут, да и другую детскую литературу почитывают.
АЛЁНУШКА. Да видели-то мы видели… Да не знала я, что задумал Иванушка из сказки-то нашей сбежать!
ШАХЕРЕЗАДА. Как это – сбежать?! Разве можно сбежать от своего автора, да будет популярно его имя!
АЛЁНУШКА. Вот и я сказываю, что нельзя! Тем более, наш автор – сам народ! А он на своём стоит, да ногой притопывает! Сбегу, мол, и всё тут! Надоело, говорит, от Бабы Яги прятаться! Надоело в козлёнка превращаться! И лужи из копытца теперь, мол, видеть не могу, не то, что водицу из них пить.
НАТАША. С одной стороны хорошо, Алёнушка, коли не будет твой братец больше из копытца пить. А с другой – тогда и сказки не получится.
АЛЁНУШКА. Ох, барышня Наташа! Потому он из копытца пить отказывается, что из бутылки пластиковой водицы газированной испил! А водица та ох, нехорошая! Чёрная да шипучая. «Кола» называется. Мальчишка-второклассник её дома пил, да не допил, гулять убежал. А Иванушка не утерпел, да той колы и испробовал. На беду, по вкусу ему пришлась та кола проклятая! Не хочет больше пить ни морсов калиновых, ни компотов малиновых, от молока коровьего напрочь отказывается! А ведь говорила я ему, не пей, братец, чёрной воды! Афроамериканцем станешь!
НАТАША. Да неужто он теперь лицом потемнел?!
АЛЁНУШКА. Лицом-то не изменился… А вот повадками – чистый арап из дикого племени! (Обращается к Наташе). Помните, барышня Наташа, нам про таких арапов детки капитана Гранта рассказывали? Ну, вот! Волосы в сто косичек заплёл… Портки серпом изрезал!.. Песни непонятные поёт… Да и не поёт вовсе, а бормочет, ну, чисто леший в воробьиную ночь. А наши песни – русские, распевные, и не признаёт более! Говорит, от них нафталином пахнет.
ШАХЕРЕЗАДА. Так куда же собрался уйти твой братец, о, горестная Алёнушка?
АЛЁНУШКА. Хочет он уйти в другую сказку, современную. Чтобы ни Бабы Яги, ни Лешего… А только компьютер… Да и не сказка это вовсе, а игра такая. Говорит, мол, как случай подвернётся, так и уйдёт и разрешения не спросит… Вот что газировка чёрная делает!
Алёнушка поёт песню.
ПЕСНЯ АЛЁНУШКИ (на мотив русской народной песни «Ой, встиавала я ранёшенько»).
1.
Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалась я белёшенько.
Припев:
Ой, ли, да ли, калинка моя,
В саду ягода малинка моя.
2.
Чугунок варила с кашею,
Да будила братца младшего.
Припев.
………………………………
………………………………
(Полный текст песни – в полной версии сценария).
НАТАША (утешает). Так вот почему ты не сразу вышла, дорогая сестрица Алёнушка! И вправду, беда, коли литературный герой не хочет больше жить в своём произведении.
ШАХЕРЕЗАДА. Всё меняется в этом мире, о сострадательнейшая Натали! Как день сменяет ночь, так меняются вкусы и пристрастия наших читателей, да продлятся их счастливые дни! Не чужды перемены и нам, литературным героям. Вот и отрок по имени Иванушка не устоял перед искушением, решил поменять свою сказочную судьбу. Да только не подумал он, что в чужой сказке места для него не найдётся… Ибо в сюжете он не прописан, диалогов ни с кем не ведёт, да и нет там у него ни сестры, ни друзей.
АЛЁНУШКА. Ох, пропадёт мой непутёвый братец! И сказка наша без него пропадёт. Что делать, барышня Наташа?! Как братца Иванушку спасти? Как сказку нашу от беды увести?!
НАТАША. Хотела я собрать всех, как прежде. Глядишь, и уговорили бы твоего братца не делать глупых поступков, а беречь своё, исконное, самим народом даденное. Ведь в сказках – душа народа, эти сказки придумавшего. И каждый герой там – истинно свой, народный.
ШАХЕРЕЗАДА. Правду говоришь, о, справедливейшая Натали! (Обращается к зрителям). Почитайте арабские сказки… И почуете жаркое дыхание пустыни, услышите пение райских птиц и крик павлина, ощутите неповторимый аромат восточных сладостей!.. А откроешь томик сказок народов севера, и тут же подхватит тебя снежный вихрь, закружит и унесёт в ледяные края, на потеху морозу трескучему, да ветру колючему!..
АЛЁНУШКА (подхватывает). Истинная правда, барышня Шахерезада! А как начнёшь читать наши русские сказки, так и прирастёшь к месту! Тут тебе и ширь поднебесная, и сила богатырская, и краса девичья… Да калина с малиной спелостью налитые, да в песнях воспетые!
НАТАША. Лучше и не скажешь, дорогие Шахерезада и Алёнушка. Ведь какой бы ни была сказка, в ней – голос народа, его мудрость и традиции! Вот почему важно, чтобы люди как можно больше читали, и не только сказки! Ведь любая книга – это источник знаний.
ШАХЕРЕЗАДА. А библиотека – это настоящая сокровищница, в которой хранится главное богатство человечества – книги, да продлится их бумажная жизнь на нескончаемые годы!
АЛЁНУШКА. Выходит, и наша библиотека – хранилище сокровищ?!
НАТАША. Конечно, дорогая Алёнушка. И сегодня у этого хранилища большой праздник.
ШАХЕРЕЗАДА. Праздник?! Но какой?
НАТАША. Вы недавно у нас, мадмуазель Шахерезада, поэтому вам простительно не знать, что сегодня нашей дорогой библиотеке исполняется 100 лет! Только подумайте! Уже целых 100 лет сюда приходят читатели, чтобы прикоснуться к бумажным сокровищам и стать духовно богаче!
ШАХЕРЕЗАДА. О, великая из великих сила литературного слова!.. Вот уже 100 лет ты собираешь в этих стенах страждущих, чтобы наделить их светом познания! Да не коснутся этих стен последствия природных осадков! Да не узнают они что такое ветхость и износ!
АЛЁНУШКА. Даже не верится, что целых 100 лет здесь бьёт родник живительной литературной влаги, питающей умы и сердца читателей!
НАТАША. Вот почему мы, жители здешних страниц, не имеем права на уныние и отчаяние. Ведь мы – одна команда, пусть и не видимая обычным читателям.
ШАХЕРЕЗАДА. О, как ты права, позитивнейшая Натали! Как только я впервые вышла из томика арабских сказок, я сразу же ощутила особую атмосферу здешних стен – атмосферу доброжелательности и гостеприимства, безграничной любви к чтению и благословенной библиотечной тишины. Кажется, что каждый уголок здесь пропитан тысячами книжных историй и научных статей.
АЛЁНУШКА. Ой, девоньки! А мне иногда кажется, что писатели тоже появляются здесь… Раньше, когда мы собирались в этом зале весёлой компанией, я замечала новые лица, которых раньше не видела. Они были похожи на изображения с портретов… Один, с длинным носом, чёрными усами и в плаще, страсть, как походил на господина Гоголя! А одна иностранная дама всё время говорила иностранные слова и очень напоминала госпожу Агату Кристи! А однажды я видела самого господина Пушкина! Ну, честное слово! Он прохаживался вдоль стеллажей, заложив руки за спину, любовался собственными книгами, а некоторые даже любовно поглаживал и поправлял!..
НАТАША. И я видела!.. Ой, девочки!.. Однажды я видела господина Толстого! Он был босиком, в белой рубахе, подпоясанной простой верёвкой и с длинной бородой! Он остановился у своих томов, долго смотрел… А потом неожиданно смахнул слезу!
ШАХЕРЕЗАДА. Значит, и мне не показалось! Вчера ночью, перед самым рассветом, я решила выйти в зал, в надежде встретить здесь кого-нибудь, но зал был пуст. Я собралась возвращаться в книгу, как вдруг заметила старика в восточном одеянии… Он бродил между стеллажей, время от времени останавливаясь возле томов поэзии, вглядываясь в названия книг. А возле полки господина Есенина вдруг нахмурился и погрозил пальцем! Но потом улыбнулся и одобрительно кивнул. А когда остановился у томика Омара Хайяма, то… заплакал! Но, мне показалось, что это были слёзы радости.
НАТАША. Интересно, кто же это был?
ШАХЕРЕЗАДА. Я думаю, что это был сам Омар Хайям!
………………………………………………
…………………………………………..
………………………………………….
Продолжение – в полной версии сценария.
Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут написать мне на электронную почту ehvelina—p@yandex.ru
Невысокая цена – награда автору за его труд.
С уважением, автор: Эвелина Пиженко.
Свежие комментарии