ЗА ПОЛЧАСА ДО ВЕСНЫ.

Пьеса-театрализация для концерта в честь Дня Победы. Действие происходит накануне Победы 1945 г. в одном из прифронтовых госпиталей.

Сценарий рассчитан на 30 мин (не считая возможных концертных номеров).

 

Действующие лица:

 

КАТЮША. Военная медсестра, 20 лет.

ВАСИЛИНКА. Девочка-санитарка. 15 лет. Говорит с украинским акцентом.

ГУЗЕЛЬ РИНАТОВНА. Военный хирург. 30 лет.

ИВАН. Раненый солдат. Носит повязку на глазах и голове. 22 года.

ШОТА ГЕОРГИЕВИЧ. Раненый солдат. Носит повязки на руке и голове. 50 лет. Говорит с грузинским акцентом.

 

 

КАРТИНА ПЕРВАЯ.

 

Негромко, фоном, звучит «Синий платочек». На сцене – антураж госпитального двора. Весна. На скамейке сидит Шота. У него перевязаны рука и голова. Из-за кулис появляются Иван и Василинка. У Ивана повязка на глазах, Василинка ведёт его за руку, усаживает рядом с Шотой.

 

ВАСИЛИНКА. Вот… Посидите тут трошки…

ИВАН. Вот спасибо, Васька…

ВАСИЛИНКА. Я не Васька, скильки вже казать! Василина я! (Обиженно уходит).

ШОТА (добродушно смеётся). Ай, Ваня, зачем девочка дразнишь? Лучше комплимент скажи!

ИВАН (дотрагивается до руки Шоты). Это вы, дядя Шота?

ШОТА. Я, Ваня, я. Вышел, свежим воздухом подышать…

ИВАН. Вот и я тоже решил воздухом подышать. Завтра повязку обещают снять… Буду ли видеть, ещё неизвестно. А дышать мне ни один фашист не запретит.

ШОТА (укоризненно). Ай, зачем так говоришь, Ваня? Всё хорошо будет! Главное – войне скоро конец, а видеть ты обязательно будешь. Всё ещё увидишь!

ИВАН. Мне бы дом свой увидеть… Посмотреть, как Волга разливается… Невесту мою, Галинку, встретить… Да сначала хотя бы письмо от неё прочитать! (Достаёт из кармана сложенный втрое лист). Три дня уже, как получил, а прочитать не могу.

ШОТА. Так попроси кого-нибудь, пусть прочитают! Она же, наверное, ответа твоего ждёт.

ИВАН. Нет, дядя Шота. Я так решил. Если завтра окажется, что я слепой, тогда уж попрошу… Катю, медсестричку, или вон — Василинку… А ответ… Буду видеть – будет ответ… А, если, нет… Зачем я ей – слепой?

ШОТА. Как ты можешь так говорить, Ваня? Если девушка любит, она тебя всякого будет любить.

ИВАН. Не нужно ей – всякого… Мы же вместе воевали, вместе мечтали до Берлина дойти… А, вот как вышло! Она уже там, а я – здесь…

 

На сцене появляется Катюша. Она с улыбкой подходит к бойцам.

 

КАТЮША. Ну, что, кавалеры, подышали? На перевязку пора!

ШОТА. Сейчас, дочка… Ещё пару минут, а то мы даже покурить не успели.

КАТЮША. Курите, но только потихоньку, не вздумайте доктору на глаза попадаться! Строгая она у нас, курильщиков не любит!

ИВАН. А ты покарауль, Катерина…

КАТЮША (весело). Вот ещё, делать мне больше нечего!  Меня другие больные ждут, некурящие! И вы не задерживайтесь! (Уходит).

ШОТА (Ивану). Ну, что, Ванюша, покурим? (достаёт из кармана табак, делает козью ножку, подаёт Ивану, вторую делает для себя).

ИВАН. Покурим! (закуривает).

ШОТА. Ничего, Ваня… скоро все домой поедем. Будем мирными делами заниматься. Приезжай ко мне, в Тбилиси, посмотришь, какая у нас природа!

ИВАН. Не знаю, дядя Шота… Буду ли видеть. Так что, лучше вы ко мне приезжайте, посмотрите, какой красивый у нас Куйбышев! Какая великая река – Волга!

ШОТА. Ай, Ваня, всё будет хорошо! Это ты увидишь, какая у нас Кура! А какие сады цветут весной на её берегах!

ИВАН. Сады и у нас цветут… Вы таких садов у себя и не видели, дядя Шота!

 

На сцену выбегает Василинка. Сердито смотрит на Шоту и Ивана.

 

ВАСИЛИНКА. Курите? А ну, бросайте цигарки, докторша идёт!

 

Шота и Иван торопливо гасят окурки, прячут их, руками пытаются развеять дым. На сцене появляется Гузель Ринатовна. Она в белом халате, надетом поверх военной формы. Останавливается, строго смотрит на раненых.

 

ГУЗЕЛЬ РИНАТОВНА. Почему не на перевязке, товарищи?

ШОТА. Да мы уже идём, дочка, идём…

 

Шота торопливо поднимается, помогает подняться Ивану, уводит его за кулисы. На скамейке остаётся забытое Иваном письмо.

 

ГУЗЕЛЬ РИНАТОВНА (Василинке, строго). Ну, а ты чего стоишь? Марш в процедурную помогать, медсестра одна не справляется!

ВАСИЛИНКА (Заметила оброненное Иваном письмо, но поднять при докторе не решается). Да я зараз, Газель Ринатовна… Зараз! (Убегает).

 

Гузель тоже уходит со сцены. Тут же из-за кулисы снова появляется Василинка. Она оглядывается, подбегает к скамейке, поднимает письмо, смотрит за кулисы, как будто хочет кого-то окликнуть, но потом передумывает, какое-то время рассматривает письмо и, наконец, решившись, раскрывает. Из письма выпадает маленькая записка. Василинка читает вначале её – по мере чтения выражение лица меняется, оно становится испуганным. Прижимает листок к груди, смотрит в зал, по сторонам, затем вновь всё сворачивает, прячет в карман. В смятении убегает со сцены.

 

КАРТИНА ВТОРАЯ.

 

На сцену усталой походкой выходит Гузель. На ходу снимает медицинскую шапочку, присаживается на скамейку. Достаёт из кармана пачку папирос, закуривает. Из-за кулис появляется Катя. Подходит, становится позади, смотрит с сочувствием на докторшу.

 

КАТЮША. Вы бы поели что-нибудь, Гузель Ринатовна…

ГУЗЕЛЬ. Потом, Катя…

КАТЮША. Да что потом… Вчера – потом, сегодня – потом… И курите!

ГУЗЕЛЬ. Курю…

КАТЮША. А больным не разрешаете…

ГУЗЕЛЬ. Не разрешаю… (Кивает на скамейку). Сядь. Не суетись… Документы на умершего оформила?

КАТЮША (присаживается рядом). Оформила.

ГУЗЕЛЬ (Затягивается, выпускает дым). Сколько лет проигрываю смерти… А привыкнуть не могу.

КАТЮША. Да как же проигрываете? Сколько раненых спасли за войну! Да и она вот-вот уже закончится.

ГУЗЕЛЬ. Война… Война, Катенька, не закончится, пока будет жив последний её солдат… Вон их сколько – через наш госпиталь прошли… Искалеченных, пулями прошитых, без рук, без ног… оглохших, ослепших… Всё это – война, Катюша. А сколько таких госпиталей, как наш…

КАТЮША. Ничего… Скоро расформируют наш госпиталь… Разъедемся кто куда… Вернётесь в свой институт, дальше будете хирургов готовить…

ГУЗЕЛЬ. Не вернусь я туда, Катя… Не смогу… Одна – не смогу…

 

На сцене появляется Василинка. Она со стороны наблюдает за разговором медсестры и доктора.

 

КАТЮША. Ну, как же… Там – ваш дом…

ГУЗЕЛЬ (горько усмехается). Дом… Дом, это когда тебя ждут… Вот тебя кто-то ждёт?

КАТЮША. Ждёт… Мама ждёт, сёстры ждут…

ГУЗЕЛЬ. А меня никто не ждёт. Значит, нет у меня никакого дома… (Тушит папиросу, поднимается). Ну, ладно… Пойду, посмотрю, что там у утренних… А ты тоже долго не рассиживайся. На тебя весь персонал равняется… (Уходит).

 

Катя смотрит вслед доктору. Василинка осторожно подходит, садится рядом.

 

КАТЮША (только увидела Василинку). А, это ты…

ВАСИЛИНКА. Я… (кивает вслед докторше). А шо, у Газели и правда, дома немае? Зовсим, як у мене?

КАТЮША (наставительно). Не Газель… А Гузель. Ну, что ты, никак не запомнишь?

ВАСИЛИНКА (задумчиво повторяет). Гузель… Яке чудно имя…

КАТЮША. Нормальное имя. Татарское… И дом у неё есть… И работа есть…

ВАСИЛИНКА. А чого вона каже, ще немае?

КАТЮША. Они с мужем вместе в медицинском институте преподавали… Вместе на фронт ушли.

ВАСИЛИНА. А де вин зараз? Ну, чоловик…

КАТЮША. Убило его… Осколком, прямо во время операции. Гузель Ринатовна за него сама ту операцию закончила… Прямо под обстрелом, рядом с убитым мужем раненого спасала. Саму тоже зацепило… После этого в нашем госпитале оказалась, вначале как раненая… Потом – как хирург.

ВАСИЛИНА. От жеж горечко…

КАТЮША. Горечко… (Как будто о чём-то вспоминает). Да, кстати… Там у Вани Смирнова письмо от невесты пропало… Ты не видела?

 

Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут получить его полную версию, если напишут мне на электронный адрес:

ehvelinap@yandex.ru.

Невысокая цена – 500 руб — скромная благодарность автору за его труд.

По времени сценарий рассчитан на тридцать минут. Вы можете использовать его как самостоятельную постановку, либо, как театрализацию к праздничному концерту.

 

Искренне ваша, автор Эвелина Пиженко.